Смолева Татьяна Октябриновна
Смолева Татьяна Октябриновна
доцент, кандидат педагогических наук
Сфера научных интересов: педагогическая психология, особенности и факторы личностного развития ребенка, его психологического благополучия на этапе дошкольного детства.
Учебные курсы: «педагогическая психология», «психодиагностика ребенка», «технология развития педколлектива ДОУ», «экспертиза пространственно-предметной среды», «развитие педагогической рефлексии», «тренинг педагогического общения» и др. А также Смолева Т.О. осуществляет руководство спецподготовкой в магистратуре по направлению 050100 Педагогическое образование по профилю Дошкольное образование, сопровождает прохождение педагогической практики магистрантов.
Обладатель сертификата менеджера по качеству, дающий право на проведение внутрифирменного обучения персонала по менеджменту качества в соответствие с требованиями стандарта ISO 9001:2000; сертификата внутреннего аудитора.
Обладатель грамоты Министерства и науки РФ за лучшую студенческую научную работу (дипломная работа Туяны Саарагай, 2006).
Награды:
- Почетная грамота Министерства образования Российской Федерации (2005 г.).
- Знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской федерации» (2009 г.).
Публикации: Смолева Татьяна Октябриновна – автор более 100 научных и научно-методических работ, в числе которых:
Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК:
Особенности рефлексии студентов-представителей разных этнических групп // Вектор науки ТГУ. Серия Педагогика, психология, № 1, 2014. – C. 101-103.
Корреляционный анализ акцентуаций характера и потребностей воспитывающих взрослых, их особенности отношений с детьми // Вектор Тольяттинского государственного университета. – № 1(20), 2015. – C. 230-233.
Монографии:
- Психологическое неблагополучие ребенка: генезис и преодоление. - М.: МПГУ, 2011.- 256 с.
- Саногенная рефлексия значимых взрослых как фактор психологического благополучия ребенка / Т.О. Смолева - Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО В.- Сиб.ГАО, 2013. - 207 с.
- Смолева Т.О. Феноменология импульсивности ребенка: проявление, преодоление, профилактика. / Т.О. Смолева - Иркутск: ФГБОУ ВПО В.-СибГАО, 2014. – 160 с.
Учебные пособия:
1. Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения ООП ДО: технология организации, управления, коррекции. Учеб. пособие с приложением на электронном носителе (учебное пособие). - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012. - 180 с.
2. Основы воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения: учебное пособие / под ред. О.В. Удовой Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012.- 138 с.
4. Этнопсихологический подход в воспитании дошкольников.- Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012.- 182 с. Кананчук Л.А.,
5. Развитие педагогической рефлексии: Учебное пособие – 3- е изд., испр. и доп.: Иркутск: «Издательство Аспринт», 2013.- 114 с.
6. Психологическое благополучие-неблагополучие ребенка на этапе дошкольного детства: учебное пособие / Т.О. Смолева - Иркутск: «Издательство Аспринт», 2013. - 135 с.
7. Развитие педагогической рефлексии: Учебное пособие – 3- е изд., испр. и доп.: Иркутск: «Издательство Аспринт», 2013 .- 114 с.
8. Педагогические условия развития саногенной рефлексии специалистов дошкольного образования: учебное пособие. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. – 128 с. Совм. с Л.А. Кананчук.
9. Технологии педагогической поддержки - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. - 160 с.
10. Образовательная среда дошкольного учреждения - Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2014. - 192 с.
Статьи:
- Особенности адаптации личности в современной полиэтнической среде вуза // Культура. Наука. Образование. Межрегиональный научный журнал. - №2 (23) 2012. - С.163-180.
- Особенности проявления показателей этнокультурной компетентности студентов-первокурсников // Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relations – IEIR2012 / Под ред. Э.Р. Хакимова. – Ч.2. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2012. – С.207-215.
- Рефлексия как компонент эмоциональной компетентности психолога Кирилло-мефодиевские чтения: Материалы круглого стола.- Алматы: СПбГУП, 2011.- С. 165-174.
- Саногенная рефлексия как механизм преодоления негативных переживаний личности в статусе эмигрантов Поликультурное пространство детства современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012. – С. 323-326.
- Сказкотерапевтический тренинг как средство преодоления психологического неблагополучия ребенка/ Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы: материалы У1 Всероссийской молодежной научно-практической конференции (2013 г.) / Забайкал. Гос. Ун-т.- Чита, 2013.- С. 298-302.
- Рефлексия как условие самоопределения личности в полиэтнической среде Поликультурное образование детей дошкольного возраста: от исследовательского поиска к инновационному проектированию: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 22-23 ноября 2013 г.- Иркутск: ФГБОУ ВСГАО», 2013.- С. 98-102.
- Sanogennvkh reflection of significant adults as fastor of Psicologiacal wellbeng of the child / International Iournal of Defelopmental and Educational Psicologv INFAD INFAD de Revista.- de Psicologia, №1-Vol.2, 2013. ISSN: 0214-9877. pp: 435-446.
- Группа детского сада – пространство развития личности дошкольника/ Мир детства и образование: сборник материалов У11 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- Магнитогорск: МаГУ, 2013. - С.182-191.
- Саногенная рефлексия значимых взрослых как психологического неблагополучия дошкольника Родительский дом – начало начал 11 Байкальских Всероссийских с международным участием родительских чтений / под ред. О.В. Удовой.- Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2013.- С.18-24.
- К изучению школьной дезадаптации. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы 111 междунар. науч. конф. (Чебоксары, 11 дек: ЦНС «Интерактив плюс», 2014.- 266 с.
Преподаваемые дисциплины: «Технологии педагогической поддержки», «Детская психология», «Психология и педагогика раннего возраста», «Образовательная среда дошкольного учреждения», «Экспертиза образовательной среды ДОУ», «Работа в комплексе «ДОУ – школа»: технологии преемственности в образовании»; «Психолого-педагогический практикум: тренинг педагогического общения».
Авторские курсы: «Развитие педагогической рефлексии», «Психологическое благополучие ребенка на этапе дошкольного детства», «Психология личностного пространства».
О себе:
Смолева Татьяна Октябриновна родилась 28 ноября (г. Серов). Окончила Иркутский государственный педагогический институт (специальность - «Педагогика и психология (дошкольная)» в 1980 году, аспирантуру НИИ д/в АПН в г. Москве. С 1983 года работаю в ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»: в должности ассистента, затем старшего преподавателя, доцента, с 1994 по 2010 год - заведующей кафедрой дошкольной педагогики и психологии. В 1989 году защитила диссертацию «Педагогические условия преодоления неуверенности старших дошкольников» (1989)», выполненную под руководством доктора психологических наук, профессора Т.А. Репиной. В настоящее время являюсь доцентом кафедры психологии и педагогики дошкольного образования педагогического института ФГБОУ ВО «ИГУ».
Электронный адрес почты: dpip.lida@yandex.ru
Контактный телефон: 8 (3952) 240-481